Сегодня такси - один из самых популярных способов передвижения. Особенно популярны поездки на такси в аэропорты, на железнодорожные вокзалы, а также в плохую погоду или поздним вечером. Легковые такси являются частью системы общественного транспорта. С активным использованием смартфонов и прочих «гаджетов» необходимость стоять на улице с протянутой рукой голосуя, чтобы «поймать» машину, умерла сама собой. Вместе с ней исчезла возможность визуального оценивания состояния водителя. Это произошло благодаря интернету и многочисленным сервисам-агрегаторам вызова такси. Причем, этих «посредников» совершенно не интересует водительский стаж водителя, участие ранее в ДТП, и техническое состояние автомобиля. Результатом таких перевозочных услуг часто являются дорожно-транспортные происшествия (ДТП), в которых люди, в том числе пассажиры такси, гибнут и получают ранения.
На территории только Московской области за 2013-19 гг. в среднем в год происходит примерно 215 ДТП с участием такси, в которых гибнет в среднем 19 чел. и 270 чел. получают ранения. Из общего числа ДТП с участием такси 56 % это ДТП по вине водителей такси. Основными нарушениями ими правил дорожного движения (ПДД), приведшими в ДТП, явились «несоблюдение очередности проезда» (22 % ДТП), «неправильный выбор дистанции» (20 %), «нарушение правил проезда пешеходных переходов» (15 %), «несоответствие скорости конкретным условиям движения» (9 %), «другие нарушения ПДД водителями» (7 %), «выезд на полосу встречного движения» (5 %), «несоблюдение условий, разрешающих движение задним ходом», «нарушение правил перестроения», «нарушение требований сигналов светофора» (по 4,6 %), «превышение установленной скорости движения» (3,3 %), «нарушение правил расположения транспортных средств (ТС) на проезжей части» (2 %), «нарушение требований дорожных знаков» (1,3 %), и «несоблюдение бокового интервала» (0,6 %). В 13 % ДТП водители такси не только нарушили ПДД, приведшие к ДТП, но и при этом находились в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, в 5 % ДТП скрылись с места ДТП, в 5 % ДТП управляли ТС при наличии неисправностей, при которых запрещена их эксплуатация, и в 2 % ДТП водители такси были лишены, либо не имели права на управление ТС.
Проведенный анализ статистики ДТП с участием легкового такси показал, что оказание данной перевозочной услуги на территории Московской области нельзя назвать безопасной.
Половозрастной и социально-экономический анализ сведений о водителях такси-виновниках ДТП на территории Московской области [2] позволил сделать следующие выводы.
1. Почти 60 % водителей такси-виновников ДТП составляют индивидуальные предприниматели, т.е. фактически частные лица на частных автомобилях. Соответственно, пред рейсовый технический и медицинский осмотр автомобиля и водителя не проводится.
2. Вопреки расхожему общественному мнению, основными нарушителями ПДД среди водителей такси являются вовсе не граждане стран СНГ, а граждане Российской Федерации (80 %).
3. Среди водителей такси-виновников ДТП, являющихся гражданами России, только 40 % составляют жители г. Москва и Московской области, остальные – жители других субъектов Российской Федерации. Налицо миграционный характер проблемы, заключающийся в том, что на территории Московской области дорожное движение характеризуется высокой интенсивностью, много объектов массового притяжения людей и транспорта, активно используются технические средства регулирования движения, искусственные неровности и т.п., и для водителей из других субъектов РФ, особенно из сельской местности, очень сложно адаптироваться к такой агрессивной для них среде.
4. Примерно 60 % водителей такси-виновников ДТП имеют серьезный водительский стаж (свыше 10лет), еще 30 % водителей имеют стаж от 3 до 10 лет. Исходя из этого можно утверждать, что слабый водительский опыт также не является причиной нарушений водителями такси ПДД, приводящих к ДТП.
5. Примерно 75 % водителей такси-виновников ДТП находятся в возрастной группе 30-50 лет, поэтому «возрастные» особенности управления автомобилем также не являются причиной нарушений водителями такси ПДД, приводящих к ДТП.
Все это позволило сформулировать основные причины возникновения ДТП по вине водителей такси:
- практическое отсутствие пред рейсового контроля за техническим состоянием автомобиля и медицинского осмотра водителя, несоблюдение режима труда и отдыха;
- пренебрежение водителями такси требований ПДД.
Предлагаются следующие направления решения проблемы.
1. Введение солидарной ответственности за нарушение водителем такси ПДД, приведшее к ДТП, не только водителя, но и организации перевозчика, и агрегатора перевозок.
2. Обеспечение организациями-перевозчиками и агрегаторами таксомоторных перевозок (службами заказа такси) ежедневного технического осмотра автомобилей такси и медицинского осмотра водителей автомобилей такси.
3. Поскольку аварийность на пассажирском транспорте имеет высокую социально опасную значимость, уровень ответственности для водителей общественного транспорта, такси в частности, за нарушение ПДД, должен быть значительно выше, вплоть до лишения лицензии.
4. Ведение реестра автомобилей такси, водителей такси, организаций перевозчиков и агрегаторов - служб заказа такси.
5. Потенциальный водитель такси должен пройти аттестацию на знание улично-дорожной сети (УДС) субъекта РФ, в котором он будет осуществлять перевозку пассажиров.
6. Обеспечение ежедневной проверки агрегатором перевозок актуальности документов у организации-перевозчика и водителей - индивидуальных предпринимателей.
Предложенные направления профилактики аварийности по вине водителей такси позволят значительно ужесточить ответственность всей системы таксомоторной перевозочной деятельности в РФ за обеспечение безопасности данной деятельности.
Но этих мер явно недостаточно без полноценного надзора и контроля за движением, которые включают в себя выставление нарядов дорожно-патрульной службы (ДПС) и установку средств автоматической фиксации нарушений ПДД. В настоящее время присутствие инспекторов ДПС на УДС крайне низкое, что не может способствовать соблюдению водителями требований ПДД. В отличие от камер фото- видео фиксации, инспектор ДПС своим присутствием на УДС предупреждает возможное правонарушение, а камера лишь его фиксирует. Также надзор и контроль за движением, содержанием, реконструкцией и обустройством УДС, не может осуществляться без весомого размера административной ответственности за нарушения, и обеспечение неотвратимости наказания.
Для профилактики аварийности на улично-дорожной сети Московской области были определены, внедрены, и доказали свою эффективность, мероприятия, формирующие безопасную среду движения, а именно: разделительные полосы, препятствующие выезду на полосу встречного движения, канализирование движения пешеходов с помощью ограждений, создание тротуаров, светофорное регулирование на перекрестках и наземных пешеходных переходах, разделение транспортных и пешеходных потоков, искусственное освещение проезжей части, создание выделенных полос для движения пассажирского автотранспорта, обустройство остановок общественного транспорта заездными карманами.
Предлагаемый набор профилактических мероприятий способен минимизировать число ДТП как с участием, так и по вине водителей такси.
На территории только Московской области за 2013-19 гг. в среднем в год происходит примерно 215 ДТП с участием такси, в которых гибнет в среднем 19 чел. и 270 чел. получают ранения. Из общего числа ДТП с участием такси 56 % это ДТП по вине водителей такси. Основными нарушениями ими правил дорожного движения (ПДД), приведшими в ДТП, явились «несоблюдение очередности проезда» (22 % ДТП), «неправильный выбор дистанции» (20 %), «нарушение правил проезда пешеходных переходов» (15 %), «несоответствие скорости конкретным условиям движения» (9 %), «другие нарушения ПДД водителями» (7 %), «выезд на полосу встречного движения» (5 %), «несоблюдение условий, разрешающих движение задним ходом», «нарушение правил перестроения», «нарушение требований сигналов светофора» (по 4,6 %), «превышение установленной скорости движения» (3,3 %), «нарушение правил расположения транспортных средств (ТС) на проезжей части» (2 %), «нарушение требований дорожных знаков» (1,3 %), и «несоблюдение бокового интервала» (0,6 %). В 13 % ДТП водители такси не только нарушили ПДД, приведшие к ДТП, но и при этом находились в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, в 5 % ДТП скрылись с места ДТП, в 5 % ДТП управляли ТС при наличии неисправностей, при которых запрещена их эксплуатация, и в 2 % ДТП водители такси были лишены, либо не имели права на управление ТС.
Проведенный анализ статистики ДТП с участием легкового такси показал, что оказание данной перевозочной услуги на территории Московской области нельзя назвать безопасной.
Половозрастной и социально-экономический анализ сведений о водителях такси-виновниках ДТП на территории Московской области [2] позволил сделать следующие выводы.
1. Почти 60 % водителей такси-виновников ДТП составляют индивидуальные предприниматели, т.е. фактически частные лица на частных автомобилях. Соответственно, пред рейсовый технический и медицинский осмотр автомобиля и водителя не проводится.
2. Вопреки расхожему общественному мнению, основными нарушителями ПДД среди водителей такси являются вовсе не граждане стран СНГ, а граждане Российской Федерации (80 %).
3. Среди водителей такси-виновников ДТП, являющихся гражданами России, только 40 % составляют жители г. Москва и Московской области, остальные – жители других субъектов Российской Федерации. Налицо миграционный характер проблемы, заключающийся в том, что на территории Московской области дорожное движение характеризуется высокой интенсивностью, много объектов массового притяжения людей и транспорта, активно используются технические средства регулирования движения, искусственные неровности и т.п., и для водителей из других субъектов РФ, особенно из сельской местности, очень сложно адаптироваться к такой агрессивной для них среде.
4. Примерно 60 % водителей такси-виновников ДТП имеют серьезный водительский стаж (свыше 10лет), еще 30 % водителей имеют стаж от 3 до 10 лет. Исходя из этого можно утверждать, что слабый водительский опыт также не является причиной нарушений водителями такси ПДД, приводящих к ДТП.
5. Примерно 75 % водителей такси-виновников ДТП находятся в возрастной группе 30-50 лет, поэтому «возрастные» особенности управления автомобилем также не являются причиной нарушений водителями такси ПДД, приводящих к ДТП.
Все это позволило сформулировать основные причины возникновения ДТП по вине водителей такси:
- практическое отсутствие пред рейсового контроля за техническим состоянием автомобиля и медицинского осмотра водителя, несоблюдение режима труда и отдыха;
- пренебрежение водителями такси требований ПДД.
Предлагаются следующие направления решения проблемы.
1. Введение солидарной ответственности за нарушение водителем такси ПДД, приведшее к ДТП, не только водителя, но и организации перевозчика, и агрегатора перевозок.
2. Обеспечение организациями-перевозчиками и агрегаторами таксомоторных перевозок (службами заказа такси) ежедневного технического осмотра автомобилей такси и медицинского осмотра водителей автомобилей такси.
3. Поскольку аварийность на пассажирском транспорте имеет высокую социально опасную значимость, уровень ответственности для водителей общественного транспорта, такси в частности, за нарушение ПДД, должен быть значительно выше, вплоть до лишения лицензии.
4. Ведение реестра автомобилей такси, водителей такси, организаций перевозчиков и агрегаторов - служб заказа такси.
5. Потенциальный водитель такси должен пройти аттестацию на знание улично-дорожной сети (УДС) субъекта РФ, в котором он будет осуществлять перевозку пассажиров.
6. Обеспечение ежедневной проверки агрегатором перевозок актуальности документов у организации-перевозчика и водителей - индивидуальных предпринимателей.
Предложенные направления профилактики аварийности по вине водителей такси позволят значительно ужесточить ответственность всей системы таксомоторной перевозочной деятельности в РФ за обеспечение безопасности данной деятельности.
Но этих мер явно недостаточно без полноценного надзора и контроля за движением, которые включают в себя выставление нарядов дорожно-патрульной службы (ДПС) и установку средств автоматической фиксации нарушений ПДД. В настоящее время присутствие инспекторов ДПС на УДС крайне низкое, что не может способствовать соблюдению водителями требований ПДД. В отличие от камер фото- видео фиксации, инспектор ДПС своим присутствием на УДС предупреждает возможное правонарушение, а камера лишь его фиксирует. Также надзор и контроль за движением, содержанием, реконструкцией и обустройством УДС, не может осуществляться без весомого размера административной ответственности за нарушения, и обеспечение неотвратимости наказания.
Для профилактики аварийности на улично-дорожной сети Московской области были определены, внедрены, и доказали свою эффективность, мероприятия, формирующие безопасную среду движения, а именно: разделительные полосы, препятствующие выезду на полосу встречного движения, канализирование движения пешеходов с помощью ограждений, создание тротуаров, светофорное регулирование на перекрестках и наземных пешеходных переходах, разделение транспортных и пешеходных потоков, искусственное освещение проезжей части, создание выделенных полос для движения пассажирского автотранспорта, обустройство остановок общественного транспорта заездными карманами.
Предлагаемый набор профилактических мероприятий способен минимизировать число ДТП как с участием, так и по вине водителей такси.