Общественный автомобильный транспорт, также именуемый как «пассажирский транспорт, осуществляющий регулярные перевозки», включает в себя автобусы, троллейбусы, трамваи, мелкие автобусы (т.н. маршрутки), двигающиеся по установленному маршруту.
Под аварийностью на пассажирском автотранспорте понимаются дорожно-транспортные происшествия (ДТП) с пострадавшими, произошедшие с участием транспортных средств (ТС), работающих в режиме общественного транспорта.
На территории Московской области по данным автоматизированной информационно-управляющей системы (АИУС), используемой в подразделениях ГИБДД МВД России для учета ДТП, на протяжении последних пяти лет за год происходило в среднем 200 ДТП с участием ТС, работающих в режиме общественного транспорта. Из них половина происходила на внутригородских маршрутах, четверть – на пригородных маршрутах, 23 % - на междугородних маршрутах, и 2 % - на международных маршрутах. В среднем в ДТП с участием пассажирского автотранспорта за год гибло 23 чел. и 285 чел. получало ранения.
Самые распространенные виды ДТП - это столкновения (48 %), наезды на пешеходов (22 %) и падения пассажиров (20 %). Гибнет людей больше всего в столкновениях (45 %), в наездах на пешеходов (32 %), и в опрокидываниях 13 %.
Как известно из практики, возникновение ДТП, зависит, главным образом, от соблюдения участниками движения правил дорожного движения (ПДД). Так вот, пешеходы, нарушая ПДД, спровоцировали в среднем 12 % ДТП с участием общественного транспорта. Пассажиры общественного транспорта, нарушая ПДД, спровоцировали в среднем 5 % ДТП.
В трети всех ДТП на общественном пассажирском транспорте виновниками являлись водители общественного транспорта. Их действия способствовали гибели 40 % из общего числа погибших в ДТП с участием общественного транспорта.
Среди виновников ДТП пешеходов 90 % - граждане РФ, 60 % мужчины, половина нарушивших в возрастной группе 30-49 лет, четверть пенсионеры. Среди граждан РФ 75 % постоянно проживающие в Московской области. Все пешеходы, нарушившие ПДД и находившиеся при этом в нетрезвом состоянии, граждане РФ. Нарушением ПДД в основном являлось «неожиданный выход на проезжую часть из-за сооружений, ТС» и «переход проезжей части в неустановленном или запрещенном месте».
Среди виновников ДТП пассажиров общественного транспорта 95 % граждане РФ, 85 % женщины. Четверть нарушивших ПДД в возрасте 50-59 лет, 40 % пенсионного возраста. Почти все (90 %) зарегистрированы в Московской области. Нарушением ПДД являлось «нарушение правил пользования общественным транспортом».
Основным пассажирским автоперевозчиком на территории Московской области является компания «Мострансавто». Водители автобусов структур «Мострансавто», нарушая ПДД, спровоцировали в среднем 15 % ДТП от числа ДТП с участием пассажирского автотранспорта. Самыми распространенными нарушениями ПДД являлось «несоответствие скорости конкретным условиям движения», «нарушение правил проезда пешеходных переходов», «неправильный выбор дистанции», «несоблюдение очередности проезда», «превышение установленной скорости движения», «нарушение требований сигналов светофора», «несоблюдение условий, разрешающих движение задним ходом». В четверти ДТП по вине водителей «Мострансавто» водители «Мострансавто» скрывались с мест ДТП. За небольшим исключением (3 %), все водители «Мострансавто», виновники ДТП, - мужчины. Все граждане РФ. В 70 % ДТП по вине водителей «Мострансавто», водители в возрасте 40-59 лет, в 20 % - пенсионного возраста. В 60 % аварий водительский стаж свыше 30 лет.
Водители автобусов других структур, нарушая ПДД, в среднем спровоцировали 17 % от ДТП на пассажирском автотранспорте. Водители - граждане стран СНГ, нарушая ПДД, в среднем спровоцировали 4 % ДТП. Самыми распространенными нарушениями ПДД, допущенными водителями других структур, являлись «нарушение правил проезда пешеходных переходов», «несоответствие скорости конкретным условиям движения», «неправильный выбор дистанции», «несоблюдение очередности проезда», «превышение установленной скорости движения», «выезд на полосу встречного движения», «несоблюдение условий, разрешающих движение задним ходом». Среди водителей общественного транспорта других структур, нарушивших ПДД, приведшие к ДТП, в среднем 35 % в возрасте 50-59 лет, по 25 % в возрастных группах 30-39 и 40-49 лет. С водительским стажем до 10 лет в среднем 20 % водителей, 54 % со стажем свыше 20 лет. Факты оставления мест ДТП, управления ТС с техническими неисправностями и управления ТС в состоянии наркотического опьянения зафиксированы только у водителей автобусов-граждан РФ.
Из общего числа водителей общественного транспорта-граждан РФ, нарушивших ПДД, приведших к ДТП, 40 % это жители Московской области и г. Москва, остальные – жители других субъектов РФ. В ДТП по вине водителей-жителей Московской области и г. Москва в среднем погибло в среднем 35 %, по вине водителей-жителей других субъектов РФ – в среднем 65 % от числа погибших в ДТП по вине водителей общественного транспорта.
Проведенный анализ статистических данных об аварийности с участием общественного автомобильного транспорта на территории Московской области позволяет сделать выводы о следующем.
1. Самыми аварийными являются внутригородские маршруты. Внутригородские маршруты также являются лидерами по числу погибших в ДТП, немного уступая междугородним маршрутам.
2. Вопреки устоявшемуся общественному мнению, управление общественным транспортом водителями - гражданами стран СНГ, не является основной угрозой безопасности на общественном автотранспорте. Основными нарушителями ПДД, приводящими к ДТП, являлись водители-граждане РФ. Также они позволяли себе выезжать на маршрут в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, на неисправном транспорте, и будучи лишенными права на управление транспортом. Это говорит об отсутствии пред рейсового контроля со стороны руководства организации-перевозчика.
3. Водители общественного транспорта, нарушившие ПДД, как правило, люди старшего возраста с солидным водительским стажем.
4. Среди водителей, нарушивших ПДД, высока доля водителей, состоящих на регистрационном учете в других субъектах РФ, причем в сельских районах. Причина этого, вероятно, заключается в том, что транспортная среда в городах Московской области сильно отличается от привычной им транспортной среды. В Московской области намного больше фактическая численность населения, интенсивность транспортных и пешеходных потоков, наличия большого числа торговых и развлекательных объектов притяжения транспорта и пешеходов.
5. Пассажиры общественного транспорта, пострадавшие в ДТП, это, как правило, люди пожилого возраста, постоянно проживающие в Московской области. Причинами падений пассажиров в салонах являются большие интервалы в движении транспорта, несовершенная система оплаты проезда наличными водителю, и начало движения автобуса до полной посадки пассажиров. Помимо возможности падений пассажиров, оплата проезда водителю также приводит к отвлечению водителя от управления транспортом, что, в свою очередь, может привести к столкновениям и наездам.
Основные направления профилактики аварийности с участием общественного транспорта можно разделить на две группы:
- профилактическая работа в автотранспортных предприятиях (организациях-перевозчиках);
- профилактическая работа на улично-дорожной сети.
Результатом профилактической работы в автотранспортных предприятиях и организациях-перевозчиках должно явиться обеспечение выпуска на маршрут исправного транспорта, и обеспечение надёжности водителей, выраженное в совершенствовании системы их подготовки и переподготовки, улучшении медико-санитарного обслуживания и контроля за состоянием их здоровья. Обеспечение выпуска на маршрут исправного транспорта, а также пред рейсовый медицинский осмотр водителей, должно обеспечиваться значимым уровнем административной и уголовной ответственности лиц, ответственных за выпуск на маршрут транспорта и допуск к управлению водителя, а также системой неотвратимости наказания. Соблюдение требований должно стать обязательным условием при сертификации, лицензировании, декларировании перевозочной деятельности.
Что касается адаптации кандидата в водители общественного автотранспорта к условиям дорожного движения в городах Московской области, то это может быть реализовано в виде первичного дополнительного практического обучения с прохождением обязательного квалификационного испытания, и испытательного срока. Деятельность администраций организаций-перевозчиков должна включать в себя систематическую обучающую и воспитательную работу с водительским и обслуживающим персоналом, обеспечение укрепления производственной дисциплины, совершенствование условий труда и отдыха водителей и механиков; обеспечение технической исправности автотранспорта путём своевременного и качественного проведения технического обслуживания и ремонта, и обеспечения контроля за техническим состоянием транспорта перед выездом на маршрут, во время работы на маршруте и после возвращения в гараж.
Также необходимо отметить, что важным элементом обеспечения безопасного функционирования общественного транспорта является рациональная организации перевозочного процесса с учётом конкретных условий потребности.
В качестве факторов, формирующих профилактическую работу на улично-дорожной сети Московской области, являются следующие:
- контроль и надзор за движением, содержанием, реконструкцией и обустройством УДС;
- наличие и уровень наказания за допущенные нарушения ПДД, правил содержания, реконструкции и обустройства УДС;
- формирование безопасной среды движения, путем технического обустройства УДС.
Надзор и контроль за движением включает в себя выставление нарядов дорожно-патрульной службы (ДПС) и установка средств автоматической фото-видео фиксации нарушений ПДД. В настоящее время, из-за происходящих сокращений численности личного состава, присутствие инспекторов ДПС на УДС крайне низкое, что не может способствовать соблюдению водителями требований ПДД. В отличие от камер фото- видео фиксации, инспектор ДПС своим присутствием на УДС предупреждает возможное правонарушение, а камера лишь его фиксирует. Надзор и контроль за движением, содержанием, реконструкцией и обустройством УДС, не может осуществляться без действенных рычагов воздействия. Такими рычагами является весомый, с экономической точки зрения, размер административной ответственности за нарушения, и обеспечение неотвратимости наказания.
Для профилактики дорожно-транспортной аварийности на улично-дорожной сети Московской области были определены, внедрены, и доказали свою эффективность, мероприятия, направленные на формирование безопасной среды движения. Самыми действенными явились: разделительные полосы, препятствующие выезду на полосу встречного движения, канализирование движения пешеходов с помощью барьерных и пешеходных ограждений, в населенных пунктах создание тротуаров и пешеходных дорожек, светофорное регулирование на перекрестках и наземных пешеходных переходах, разно уровневое разделение транспортных и пешеходных потоков, искусственное освещение проезжей части, создание выделенных полос для движения пассажирского автотранспорта, обустройство остановок общественного транспорта заездными карманами.
Проведенные исследования показали необходимость сокращения числа установленных вдоль проезжих частей рекламных конструкций, а также тщательного изучения при выдаче разрешений на строительство и эксплуатацию объектов придорожной торговли и автозаправочных станций (АЗС), и обеспечение контроля за их функционированием.
Предлагаемый набор профилактических мероприятий способен минимизировать число ДТП как с участием, так и по вине водителей общественного транспорта. Необходимо понимать, что контроль за фактической эксплуатацией пассажирского автотранспорта и поведением водителя является общественной задачей. Аварийность на пассажирском автотранспорте имеет высокую социально опасную значимость.
Под аварийностью на пассажирском автотранспорте понимаются дорожно-транспортные происшествия (ДТП) с пострадавшими, произошедшие с участием транспортных средств (ТС), работающих в режиме общественного транспорта.
На территории Московской области по данным автоматизированной информационно-управляющей системы (АИУС), используемой в подразделениях ГИБДД МВД России для учета ДТП, на протяжении последних пяти лет за год происходило в среднем 200 ДТП с участием ТС, работающих в режиме общественного транспорта. Из них половина происходила на внутригородских маршрутах, четверть – на пригородных маршрутах, 23 % - на междугородних маршрутах, и 2 % - на международных маршрутах. В среднем в ДТП с участием пассажирского автотранспорта за год гибло 23 чел. и 285 чел. получало ранения.
Самые распространенные виды ДТП - это столкновения (48 %), наезды на пешеходов (22 %) и падения пассажиров (20 %). Гибнет людей больше всего в столкновениях (45 %), в наездах на пешеходов (32 %), и в опрокидываниях 13 %.
Как известно из практики, возникновение ДТП, зависит, главным образом, от соблюдения участниками движения правил дорожного движения (ПДД). Так вот, пешеходы, нарушая ПДД, спровоцировали в среднем 12 % ДТП с участием общественного транспорта. Пассажиры общественного транспорта, нарушая ПДД, спровоцировали в среднем 5 % ДТП.
В трети всех ДТП на общественном пассажирском транспорте виновниками являлись водители общественного транспорта. Их действия способствовали гибели 40 % из общего числа погибших в ДТП с участием общественного транспорта.
Среди виновников ДТП пешеходов 90 % - граждане РФ, 60 % мужчины, половина нарушивших в возрастной группе 30-49 лет, четверть пенсионеры. Среди граждан РФ 75 % постоянно проживающие в Московской области. Все пешеходы, нарушившие ПДД и находившиеся при этом в нетрезвом состоянии, граждане РФ. Нарушением ПДД в основном являлось «неожиданный выход на проезжую часть из-за сооружений, ТС» и «переход проезжей части в неустановленном или запрещенном месте».
Среди виновников ДТП пассажиров общественного транспорта 95 % граждане РФ, 85 % женщины. Четверть нарушивших ПДД в возрасте 50-59 лет, 40 % пенсионного возраста. Почти все (90 %) зарегистрированы в Московской области. Нарушением ПДД являлось «нарушение правил пользования общественным транспортом».
Основным пассажирским автоперевозчиком на территории Московской области является компания «Мострансавто». Водители автобусов структур «Мострансавто», нарушая ПДД, спровоцировали в среднем 15 % ДТП от числа ДТП с участием пассажирского автотранспорта. Самыми распространенными нарушениями ПДД являлось «несоответствие скорости конкретным условиям движения», «нарушение правил проезда пешеходных переходов», «неправильный выбор дистанции», «несоблюдение очередности проезда», «превышение установленной скорости движения», «нарушение требований сигналов светофора», «несоблюдение условий, разрешающих движение задним ходом». В четверти ДТП по вине водителей «Мострансавто» водители «Мострансавто» скрывались с мест ДТП. За небольшим исключением (3 %), все водители «Мострансавто», виновники ДТП, - мужчины. Все граждане РФ. В 70 % ДТП по вине водителей «Мострансавто», водители в возрасте 40-59 лет, в 20 % - пенсионного возраста. В 60 % аварий водительский стаж свыше 30 лет.
Водители автобусов других структур, нарушая ПДД, в среднем спровоцировали 17 % от ДТП на пассажирском автотранспорте. Водители - граждане стран СНГ, нарушая ПДД, в среднем спровоцировали 4 % ДТП. Самыми распространенными нарушениями ПДД, допущенными водителями других структур, являлись «нарушение правил проезда пешеходных переходов», «несоответствие скорости конкретным условиям движения», «неправильный выбор дистанции», «несоблюдение очередности проезда», «превышение установленной скорости движения», «выезд на полосу встречного движения», «несоблюдение условий, разрешающих движение задним ходом». Среди водителей общественного транспорта других структур, нарушивших ПДД, приведшие к ДТП, в среднем 35 % в возрасте 50-59 лет, по 25 % в возрастных группах 30-39 и 40-49 лет. С водительским стажем до 10 лет в среднем 20 % водителей, 54 % со стажем свыше 20 лет. Факты оставления мест ДТП, управления ТС с техническими неисправностями и управления ТС в состоянии наркотического опьянения зафиксированы только у водителей автобусов-граждан РФ.
Из общего числа водителей общественного транспорта-граждан РФ, нарушивших ПДД, приведших к ДТП, 40 % это жители Московской области и г. Москва, остальные – жители других субъектов РФ. В ДТП по вине водителей-жителей Московской области и г. Москва в среднем погибло в среднем 35 %, по вине водителей-жителей других субъектов РФ – в среднем 65 % от числа погибших в ДТП по вине водителей общественного транспорта.
Проведенный анализ статистических данных об аварийности с участием общественного автомобильного транспорта на территории Московской области позволяет сделать выводы о следующем.
1. Самыми аварийными являются внутригородские маршруты. Внутригородские маршруты также являются лидерами по числу погибших в ДТП, немного уступая междугородним маршрутам.
2. Вопреки устоявшемуся общественному мнению, управление общественным транспортом водителями - гражданами стран СНГ, не является основной угрозой безопасности на общественном автотранспорте. Основными нарушителями ПДД, приводящими к ДТП, являлись водители-граждане РФ. Также они позволяли себе выезжать на маршрут в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, на неисправном транспорте, и будучи лишенными права на управление транспортом. Это говорит об отсутствии пред рейсового контроля со стороны руководства организации-перевозчика.
3. Водители общественного транспорта, нарушившие ПДД, как правило, люди старшего возраста с солидным водительским стажем.
4. Среди водителей, нарушивших ПДД, высока доля водителей, состоящих на регистрационном учете в других субъектах РФ, причем в сельских районах. Причина этого, вероятно, заключается в том, что транспортная среда в городах Московской области сильно отличается от привычной им транспортной среды. В Московской области намного больше фактическая численность населения, интенсивность транспортных и пешеходных потоков, наличия большого числа торговых и развлекательных объектов притяжения транспорта и пешеходов.
5. Пассажиры общественного транспорта, пострадавшие в ДТП, это, как правило, люди пожилого возраста, постоянно проживающие в Московской области. Причинами падений пассажиров в салонах являются большие интервалы в движении транспорта, несовершенная система оплаты проезда наличными водителю, и начало движения автобуса до полной посадки пассажиров. Помимо возможности падений пассажиров, оплата проезда водителю также приводит к отвлечению водителя от управления транспортом, что, в свою очередь, может привести к столкновениям и наездам.
Основные направления профилактики аварийности с участием общественного транспорта можно разделить на две группы:
- профилактическая работа в автотранспортных предприятиях (организациях-перевозчиках);
- профилактическая работа на улично-дорожной сети.
Результатом профилактической работы в автотранспортных предприятиях и организациях-перевозчиках должно явиться обеспечение выпуска на маршрут исправного транспорта, и обеспечение надёжности водителей, выраженное в совершенствовании системы их подготовки и переподготовки, улучшении медико-санитарного обслуживания и контроля за состоянием их здоровья. Обеспечение выпуска на маршрут исправного транспорта, а также пред рейсовый медицинский осмотр водителей, должно обеспечиваться значимым уровнем административной и уголовной ответственности лиц, ответственных за выпуск на маршрут транспорта и допуск к управлению водителя, а также системой неотвратимости наказания. Соблюдение требований должно стать обязательным условием при сертификации, лицензировании, декларировании перевозочной деятельности.
Что касается адаптации кандидата в водители общественного автотранспорта к условиям дорожного движения в городах Московской области, то это может быть реализовано в виде первичного дополнительного практического обучения с прохождением обязательного квалификационного испытания, и испытательного срока. Деятельность администраций организаций-перевозчиков должна включать в себя систематическую обучающую и воспитательную работу с водительским и обслуживающим персоналом, обеспечение укрепления производственной дисциплины, совершенствование условий труда и отдыха водителей и механиков; обеспечение технической исправности автотранспорта путём своевременного и качественного проведения технического обслуживания и ремонта, и обеспечения контроля за техническим состоянием транспорта перед выездом на маршрут, во время работы на маршруте и после возвращения в гараж.
Также необходимо отметить, что важным элементом обеспечения безопасного функционирования общественного транспорта является рациональная организации перевозочного процесса с учётом конкретных условий потребности.
В качестве факторов, формирующих профилактическую работу на улично-дорожной сети Московской области, являются следующие:
- контроль и надзор за движением, содержанием, реконструкцией и обустройством УДС;
- наличие и уровень наказания за допущенные нарушения ПДД, правил содержания, реконструкции и обустройства УДС;
- формирование безопасной среды движения, путем технического обустройства УДС.
Надзор и контроль за движением включает в себя выставление нарядов дорожно-патрульной службы (ДПС) и установка средств автоматической фото-видео фиксации нарушений ПДД. В настоящее время, из-за происходящих сокращений численности личного состава, присутствие инспекторов ДПС на УДС крайне низкое, что не может способствовать соблюдению водителями требований ПДД. В отличие от камер фото- видео фиксации, инспектор ДПС своим присутствием на УДС предупреждает возможное правонарушение, а камера лишь его фиксирует. Надзор и контроль за движением, содержанием, реконструкцией и обустройством УДС, не может осуществляться без действенных рычагов воздействия. Такими рычагами является весомый, с экономической точки зрения, размер административной ответственности за нарушения, и обеспечение неотвратимости наказания.
Для профилактики дорожно-транспортной аварийности на улично-дорожной сети Московской области были определены, внедрены, и доказали свою эффективность, мероприятия, направленные на формирование безопасной среды движения. Самыми действенными явились: разделительные полосы, препятствующие выезду на полосу встречного движения, канализирование движения пешеходов с помощью барьерных и пешеходных ограждений, в населенных пунктах создание тротуаров и пешеходных дорожек, светофорное регулирование на перекрестках и наземных пешеходных переходах, разно уровневое разделение транспортных и пешеходных потоков, искусственное освещение проезжей части, создание выделенных полос для движения пассажирского автотранспорта, обустройство остановок общественного транспорта заездными карманами.
Проведенные исследования показали необходимость сокращения числа установленных вдоль проезжих частей рекламных конструкций, а также тщательного изучения при выдаче разрешений на строительство и эксплуатацию объектов придорожной торговли и автозаправочных станций (АЗС), и обеспечение контроля за их функционированием.
Предлагаемый набор профилактических мероприятий способен минимизировать число ДТП как с участием, так и по вине водителей общественного транспорта. Необходимо понимать, что контроль за фактической эксплуатацией пассажирского автотранспорта и поведением водителя является общественной задачей. Аварийность на пассажирском автотранспорте имеет высокую социально опасную значимость.