ХАРАКТЕРИСТИКА АВАРИЙНОСТИ
ПО ВИНЕ ВОДИТЕЛЕЙ ГРУЗОВЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ.
Аварийность с участием грузовых ТС в среднем составляет 23 % от общей аварийности на территории Московской области. Из них в среднем в 55 % случаев по вине самих водителей грузовиков, а в среднем в 5 % случаев – наезды на стоящие грузовики.
Таким образом, доля аварийности по вине водителей грузовиков в общей аварийности на территории области составляет в среднем 12 %.
Для исследования целесообразно разделить аварийность по вине водителей грузовых ТС, находящихся в собственности физических лиц, индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц.
Аварийность по вине водителей грузовых ТС,
находящихся в собственности физических лиц
Составляет в среднем 45 % от числа ДТП с участием грузовых ТС, находящихся в собственности физических лиц, и в среднем 36 % от аварийности по вине водителей всех грузовых ТС. В структуре аварийности преобладают столкновения (в среднем 67 %), наезды на пешеходов (в среднем 15 %), и наезды на стоящие ТС (в среднем 9 %).
В среднем 30 % ДТП происходило на федеральных автодорогах, в среднем 44 % ДТП на региональных автодорогах, и 27 % - на УДС населенных пунктов.
В структуре грузовых ТС преобладают фургоны (в среднем 43 %), самосвалы (в среднем 19 %), бортовые грузовики (в среднем 15 %).
В среднем 30 % ДТП происходило в зонах перекрестков и выездов с прилегающих территорий, в среднем 10 % ДТП происходило на пешеходных переходах.
Среди основных нарушений ПДД преобладают несоответствие скорости конкретным дорожным условиям (в среднем 30%), неправильный выбор дистанции (в среднем 26 %), несоблюдение очередности проезда (в среднем 10 %). Среди сопутствующих нарушений ПДД преобладают нарушения, связанные с отвлеченным состоянием водителя (нарушения режима труда и отдыха, пользование телефоном, громкое воспроизведение музыки, управление ТС в утомленном состоянии, сон за рулем и т.п.) (в среднем 12 %), алкогольное или наркотическое опьянение (в среднем 6 %), и техническое состояние ТС (в среднем 5 %).
Среди водительского состава в среднем 70 % являются гражданами РФ, из них в среднем половина – жители г. Москва и Московской области.
По возрасту водителей преобладает возрастная группа 50-59 лет (в среднем 26 % водителей), далее 40-49 лет (в среднем 22 % водителей), далее 30-39 лет (в среднем 20 % водителей), и группа 20-29 лет (в среднем 19 % водителей).
По водительскому стажу преобладает группа 20-29 лет (в среднем 24 % водителей), далее 10-19 лет (в среднем 23 % водителей), далее 30-39 лет (в среднем 20 % водителей).
Выводы.
1. Среди водителей грузовых ТС, принадлежащих физическим лицам, характерно пренебрежение «основных» требований ПДД, в основном в зонах пересечений.
Аварийность по вине водителей грузовых ТС,
находящихся в собственности индивидуальных предпринимателей (ИП)
Составляет в среднем 46 % от числа ДТП с участием грузовых ТС, находящихся в собственности ИП, и в среднем 17 % от аварийности по вине водителей всех грузовых ТС. В структуре аварийности преобладают столкновения (в среднем 60 %), наезды на пешеходов (в среднем 15 %), и наезды на стоящие ТС (в среднем 12 %).
В среднем 60 % ДТП происходило на федеральных автодорогах (из них в среднем треть на автомагистралях), в среднем 27 % ДТП на региональных автодорогах, и 13 % - на УДС населенных пунктов.
В структуре грузовых ТС преобладают седельные тягачи (в среднем 41 %), фургоны (в среднем 26 %), рефрижераторы (в среднем 15 %), бортовые грузовики (в среднем 10 %).
В среднем 18 % ДТП происходило в зонах перекрестков и выездов с прилегающих территорий, в среднем 12 % ДТП происходило на пешеходных переходах.
Среди основных нарушений ПДД преобладают неправильный выбор дистанции (в среднем 35 %), несоответствие скорости конкретным дорожным условиям (в среднем 21 %), и несоблюдение очередности проезда (в среднем 11 %). Среди сопутствующих нарушений ПДД преобладают нарушения, связанные с отвлеченным состоянием водителя (нарушения режима труда и отдыха, пользование телефоном, громкое воспроизведение музыки, управление ТС в утомленном состоянии, сон за рулем и т.п.) (в среднем 30 %), и техническое состояние ТС (в среднем 8 %).
Среди водительского состава в среднем 86 % являются гражданами РФ, из них в среднем 34 % жители центральной полосы, в среднем 22 % жители г. Москва и Московской области.
По возрасту водителей преобладает возрастная группа 30-39 лет (в среднем 38 % водителей), далее 20-29 лет (в среднем 20 % водителей), далее 50-59 лет (в среднем 20 % водителей), и группа 40-49 лет (в среднем 18 % водителей).
По водительскому стажу преобладает группа 10-19 лет (в среднем 26 % водителей), далее 20-29 лет (в среднем 20 % водителей), далее 30-39 лет (в среднем 20 % водителей), и группа 5-9 лет (в среднем 13 %).
Выводы.
1. Среди водителей грузовых ТС, принадлежавших ИП, также характерно пренебрежение «основных» требований ПДД, в основном в зонах пересечений.
2. Также водителям характерно пренебрежение «эксплуатационных» требований ПДД, в основном касающихся соблюдения режима труда и отдыха.
Аварийность по вине водителей грузовых ТС,
находящихся в собственности юридических лиц
Составляет в среднем 57 % от числа ДТП с участием грузовых ТС, находящихся в собственности юридических лиц, и в среднем 41 % от аварийности по вине водителей всех грузовых ТС. В структуре аварийности преобладают столкновения (в среднем 67 %), наезды на стоящие ТС (в среднем 18 %), и наезды на пешеходов (в среднем 14 %).
В среднем 70 % ДТП происходило на федеральных автодорогах (из них в среднем в 35 % на автомагистралях), в среднем 23 % ДТП на региональных автодорогах, и 13 % - на УДС населенных пунктов.
В структуре грузовых ТС преобладают седельные тягачи (в среднем 45 %), рефрижераторы (в среднем 18 %), бортовые грузовики (в среднем 14 %), фургоны (в среднем 12 %).
В среднем 24 % ДТП происходило в зонах перекрестков и выездов с прилегающих территорий, в среднем 9 % ДТП происходило на пешеходных переходах.
Среди основных нарушений ПДД преобладают неправильный выбор дистанции (в среднем 38 %), несоответствие скорости конкретным дорожным условиям (в среднем 25 %), несоблюдение очередности проезда (в среднем 10 %), и выезд на полосу встречного движения (в среднем 6 %). Среди сопутствующих нарушений ПДД преобладают нарушения, связанные с отвлеченным состоянием водителя (нарушения режима труда и отдыха, пользование телефоном, громкое воспроизведение музыки, управление ТС в утомленном состоянии, сон за рулем и т.п.) (в среднем 25 %), алкогольного или наркотическое опьянение (в среднем 5 %), и техническое состояние ТС (в среднем 3 %).
Среди водительского состава в среднем 84 % являются гражданами РФ, из них в среднем 30 % жители г. Москва и Московской области, остальные – других субъектов РФ.
По возрасту водителей преобладают возрастные группы 40-49 лет и 50-59 лет (в среднем по 30 % водителей), далее 30-39 лет (в среднем 14 % водителей), далее 20-29 лет (в среднем 13 % водителей), и группа 60-69 лет (в среднем 9 % водителей).
По водительскому стажу преобладает группа 20-29 лет (в среднем 30 % водителей), далее 30-39 лет (в среднем 23 % водителей), далее 10-19 лет (в среднем 19 % водителей), группа 5-9 лет (в среднем 9 %).
Выводы.
1. Среди водителей грузовых ТС, принадлежавших юридическим лицам, как и принадлежащим ИП, характерно пренебрежение «основных» требований ПДД, и также в основном в зонах пересечений.
2. Также водителям, как и водителям грузовиков, принадлежащим ИП, характерно пренебрежение «эксплуатационных» требований ПДД, в основном касающихся соблюдения режима труда и отдыха.
Выводы по исследованию аварийности по вине водителей грузовых ТС
1. Грузовые ТС, принадлежащие физическим лицам, на территории Московской области это, главным образом, фургоны, самосвалы и бортовые грузовики, использующиеся для доставки заказов и в качестве т.н. «пескачей» (доставки песка, дров, навоза, земли и т.п.). Передвигаются в основном на УДС населенных пунктов и по региональным автодорогам. Основной причиной ДТП со стороны водителей таких грузовиков является пренебрежение «основных» требований ПДД, в основном в зонах пересечений.
2. Грузовые ТС, принадлежащие юридическим лицам и ИП, на территории Московской области это, главным образом, седельные тягачи, рефрижераторы, бортовые грузовики, фургоны, использующиеся для межрегиональных перевозок (т.н. «дальнобой»). Передвигаются в основном по федеральным автодорогам. Основными причинами ДТП со стороны водителей таких грузовиков являются:
- пренебрежение «основных» требований ПДД, в основном в зонах пересечений;
- пренебрежение «эксплуатационных» требований ПДД, главным образом соблюдения режима труда и отдыха.
Основные направления
профилактики аварийности по вине водителей грузовиков
1. Обеспечение безусловного соблюдения водителями грузовиков «основных» и «эксплуатационных» требований ПДД. Самым распространенным инструментом может являться увеличение размера административной ответственности в рублях. Но для «дальнобоя», учитывая современные технические возможности быстрой оплаты, видится большая польза от внедрения некоего механизма символического временного «поражения в правах» водителя грузовика.
Расчеты по созданным ранее математическим моделям показали, что проведение подобного рода мероприятий может предотвратить до 40 % ДТП. А в сочетании с увеличением размера штрафа в 2 раза - до 60 % ДТП.
2. Обеспечение безусловного соблюдения водителями дальнобойщиками «эксплуатационных» требований ПДД.
Пожалуй, единственным инструментом может являться следующее.
Остановка грузового ТС инспектором ДПС, при визуальном наличии утомленного состояния водителя или показаний приборов отстранение водителя от управления ТС и принудительное направление на площадку отдыха.
Сложность в том, что это направление может быть реализовано только после создания сети оборудованных площадок отдыха, и обеспечения расположения нарядов ДПС вблизи таких площадок.
3. Минимизация возможных пересечений движения грузовых ТС и остального автотранспорта.
Инструментом может являться канализирование движения грузовиков. Это может быть выражено в виде запрета для движения на определенных участках УДС и принудительного направления грузового автотранспорта для дальнейшего движения либо:
- по выделенным полосам, желательно с барьерными ограждениями;
- по многополосным автодорогам;
- в обход населенных пунктов и т.п.
Для этого потребуется проведения соответствующих НИР и ОКР с целью разработки оптимальных мероприятий для включения в проекты реконструкции или проектирования автомобильных дорог.
ПО ВИНЕ ВОДИТЕЛЕЙ ГРУЗОВЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ.
Аварийность с участием грузовых ТС в среднем составляет 23 % от общей аварийности на территории Московской области. Из них в среднем в 55 % случаев по вине самих водителей грузовиков, а в среднем в 5 % случаев – наезды на стоящие грузовики.
Таким образом, доля аварийности по вине водителей грузовиков в общей аварийности на территории области составляет в среднем 12 %.
Для исследования целесообразно разделить аварийность по вине водителей грузовых ТС, находящихся в собственности физических лиц, индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц.
Аварийность по вине водителей грузовых ТС,
находящихся в собственности физических лиц
Составляет в среднем 45 % от числа ДТП с участием грузовых ТС, находящихся в собственности физических лиц, и в среднем 36 % от аварийности по вине водителей всех грузовых ТС. В структуре аварийности преобладают столкновения (в среднем 67 %), наезды на пешеходов (в среднем 15 %), и наезды на стоящие ТС (в среднем 9 %).
В среднем 30 % ДТП происходило на федеральных автодорогах, в среднем 44 % ДТП на региональных автодорогах, и 27 % - на УДС населенных пунктов.
В структуре грузовых ТС преобладают фургоны (в среднем 43 %), самосвалы (в среднем 19 %), бортовые грузовики (в среднем 15 %).
В среднем 30 % ДТП происходило в зонах перекрестков и выездов с прилегающих территорий, в среднем 10 % ДТП происходило на пешеходных переходах.
Среди основных нарушений ПДД преобладают несоответствие скорости конкретным дорожным условиям (в среднем 30%), неправильный выбор дистанции (в среднем 26 %), несоблюдение очередности проезда (в среднем 10 %). Среди сопутствующих нарушений ПДД преобладают нарушения, связанные с отвлеченным состоянием водителя (нарушения режима труда и отдыха, пользование телефоном, громкое воспроизведение музыки, управление ТС в утомленном состоянии, сон за рулем и т.п.) (в среднем 12 %), алкогольное или наркотическое опьянение (в среднем 6 %), и техническое состояние ТС (в среднем 5 %).
Среди водительского состава в среднем 70 % являются гражданами РФ, из них в среднем половина – жители г. Москва и Московской области.
По возрасту водителей преобладает возрастная группа 50-59 лет (в среднем 26 % водителей), далее 40-49 лет (в среднем 22 % водителей), далее 30-39 лет (в среднем 20 % водителей), и группа 20-29 лет (в среднем 19 % водителей).
По водительскому стажу преобладает группа 20-29 лет (в среднем 24 % водителей), далее 10-19 лет (в среднем 23 % водителей), далее 30-39 лет (в среднем 20 % водителей).
Выводы.
1. Среди водителей грузовых ТС, принадлежащих физическим лицам, характерно пренебрежение «основных» требований ПДД, в основном в зонах пересечений.
Аварийность по вине водителей грузовых ТС,
находящихся в собственности индивидуальных предпринимателей (ИП)
Составляет в среднем 46 % от числа ДТП с участием грузовых ТС, находящихся в собственности ИП, и в среднем 17 % от аварийности по вине водителей всех грузовых ТС. В структуре аварийности преобладают столкновения (в среднем 60 %), наезды на пешеходов (в среднем 15 %), и наезды на стоящие ТС (в среднем 12 %).
В среднем 60 % ДТП происходило на федеральных автодорогах (из них в среднем треть на автомагистралях), в среднем 27 % ДТП на региональных автодорогах, и 13 % - на УДС населенных пунктов.
В структуре грузовых ТС преобладают седельные тягачи (в среднем 41 %), фургоны (в среднем 26 %), рефрижераторы (в среднем 15 %), бортовые грузовики (в среднем 10 %).
В среднем 18 % ДТП происходило в зонах перекрестков и выездов с прилегающих территорий, в среднем 12 % ДТП происходило на пешеходных переходах.
Среди основных нарушений ПДД преобладают неправильный выбор дистанции (в среднем 35 %), несоответствие скорости конкретным дорожным условиям (в среднем 21 %), и несоблюдение очередности проезда (в среднем 11 %). Среди сопутствующих нарушений ПДД преобладают нарушения, связанные с отвлеченным состоянием водителя (нарушения режима труда и отдыха, пользование телефоном, громкое воспроизведение музыки, управление ТС в утомленном состоянии, сон за рулем и т.п.) (в среднем 30 %), и техническое состояние ТС (в среднем 8 %).
Среди водительского состава в среднем 86 % являются гражданами РФ, из них в среднем 34 % жители центральной полосы, в среднем 22 % жители г. Москва и Московской области.
По возрасту водителей преобладает возрастная группа 30-39 лет (в среднем 38 % водителей), далее 20-29 лет (в среднем 20 % водителей), далее 50-59 лет (в среднем 20 % водителей), и группа 40-49 лет (в среднем 18 % водителей).
По водительскому стажу преобладает группа 10-19 лет (в среднем 26 % водителей), далее 20-29 лет (в среднем 20 % водителей), далее 30-39 лет (в среднем 20 % водителей), и группа 5-9 лет (в среднем 13 %).
Выводы.
1. Среди водителей грузовых ТС, принадлежавших ИП, также характерно пренебрежение «основных» требований ПДД, в основном в зонах пересечений.
2. Также водителям характерно пренебрежение «эксплуатационных» требований ПДД, в основном касающихся соблюдения режима труда и отдыха.
Аварийность по вине водителей грузовых ТС,
находящихся в собственности юридических лиц
Составляет в среднем 57 % от числа ДТП с участием грузовых ТС, находящихся в собственности юридических лиц, и в среднем 41 % от аварийности по вине водителей всех грузовых ТС. В структуре аварийности преобладают столкновения (в среднем 67 %), наезды на стоящие ТС (в среднем 18 %), и наезды на пешеходов (в среднем 14 %).
В среднем 70 % ДТП происходило на федеральных автодорогах (из них в среднем в 35 % на автомагистралях), в среднем 23 % ДТП на региональных автодорогах, и 13 % - на УДС населенных пунктов.
В структуре грузовых ТС преобладают седельные тягачи (в среднем 45 %), рефрижераторы (в среднем 18 %), бортовые грузовики (в среднем 14 %), фургоны (в среднем 12 %).
В среднем 24 % ДТП происходило в зонах перекрестков и выездов с прилегающих территорий, в среднем 9 % ДТП происходило на пешеходных переходах.
Среди основных нарушений ПДД преобладают неправильный выбор дистанции (в среднем 38 %), несоответствие скорости конкретным дорожным условиям (в среднем 25 %), несоблюдение очередности проезда (в среднем 10 %), и выезд на полосу встречного движения (в среднем 6 %). Среди сопутствующих нарушений ПДД преобладают нарушения, связанные с отвлеченным состоянием водителя (нарушения режима труда и отдыха, пользование телефоном, громкое воспроизведение музыки, управление ТС в утомленном состоянии, сон за рулем и т.п.) (в среднем 25 %), алкогольного или наркотическое опьянение (в среднем 5 %), и техническое состояние ТС (в среднем 3 %).
Среди водительского состава в среднем 84 % являются гражданами РФ, из них в среднем 30 % жители г. Москва и Московской области, остальные – других субъектов РФ.
По возрасту водителей преобладают возрастные группы 40-49 лет и 50-59 лет (в среднем по 30 % водителей), далее 30-39 лет (в среднем 14 % водителей), далее 20-29 лет (в среднем 13 % водителей), и группа 60-69 лет (в среднем 9 % водителей).
По водительскому стажу преобладает группа 20-29 лет (в среднем 30 % водителей), далее 30-39 лет (в среднем 23 % водителей), далее 10-19 лет (в среднем 19 % водителей), группа 5-9 лет (в среднем 9 %).
Выводы.
1. Среди водителей грузовых ТС, принадлежавших юридическим лицам, как и принадлежащим ИП, характерно пренебрежение «основных» требований ПДД, и также в основном в зонах пересечений.
2. Также водителям, как и водителям грузовиков, принадлежащим ИП, характерно пренебрежение «эксплуатационных» требований ПДД, в основном касающихся соблюдения режима труда и отдыха.
Выводы по исследованию аварийности по вине водителей грузовых ТС
1. Грузовые ТС, принадлежащие физическим лицам, на территории Московской области это, главным образом, фургоны, самосвалы и бортовые грузовики, использующиеся для доставки заказов и в качестве т.н. «пескачей» (доставки песка, дров, навоза, земли и т.п.). Передвигаются в основном на УДС населенных пунктов и по региональным автодорогам. Основной причиной ДТП со стороны водителей таких грузовиков является пренебрежение «основных» требований ПДД, в основном в зонах пересечений.
2. Грузовые ТС, принадлежащие юридическим лицам и ИП, на территории Московской области это, главным образом, седельные тягачи, рефрижераторы, бортовые грузовики, фургоны, использующиеся для межрегиональных перевозок (т.н. «дальнобой»). Передвигаются в основном по федеральным автодорогам. Основными причинами ДТП со стороны водителей таких грузовиков являются:
- пренебрежение «основных» требований ПДД, в основном в зонах пересечений;
- пренебрежение «эксплуатационных» требований ПДД, главным образом соблюдения режима труда и отдыха.
Основные направления
профилактики аварийности по вине водителей грузовиков
1. Обеспечение безусловного соблюдения водителями грузовиков «основных» и «эксплуатационных» требований ПДД. Самым распространенным инструментом может являться увеличение размера административной ответственности в рублях. Но для «дальнобоя», учитывая современные технические возможности быстрой оплаты, видится большая польза от внедрения некоего механизма символического временного «поражения в правах» водителя грузовика.
Расчеты по созданным ранее математическим моделям показали, что проведение подобного рода мероприятий может предотвратить до 40 % ДТП. А в сочетании с увеличением размера штрафа в 2 раза - до 60 % ДТП.
2. Обеспечение безусловного соблюдения водителями дальнобойщиками «эксплуатационных» требований ПДД.
Пожалуй, единственным инструментом может являться следующее.
Остановка грузового ТС инспектором ДПС, при визуальном наличии утомленного состояния водителя или показаний приборов отстранение водителя от управления ТС и принудительное направление на площадку отдыха.
Сложность в том, что это направление может быть реализовано только после создания сети оборудованных площадок отдыха, и обеспечения расположения нарядов ДПС вблизи таких площадок.
3. Минимизация возможных пересечений движения грузовых ТС и остального автотранспорта.
Инструментом может являться канализирование движения грузовиков. Это может быть выражено в виде запрета для движения на определенных участках УДС и принудительного направления грузового автотранспорта для дальнейшего движения либо:
- по выделенным полосам, желательно с барьерными ограждениями;
- по многополосным автодорогам;
- в обход населенных пунктов и т.п.
Для этого потребуется проведения соответствующих НИР и ОКР с целью разработки оптимальных мероприятий для включения в проекты реконструкции или проектирования автомобильных дорог.