Проблема управления транспортными средствами (ТС) водителями, находящимися в алкогольном или наркотическом опьянении, является одной из наиболее острых проблем обеспечения безопасности дорожного движения. Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) с участием нетрезвых водителей приводят к страшным последствиям - гибели людей.
На улично-дорожной сети (УДС) Московской области ежегодно в среднем 12 % от общего количества ДТП с пострадавшими составляют ДТП с участием водителей ТС, находящихся в алкогольном или наркотическом опьянении, в среднем 20 % от числа погибших в ДТП - это погибшие в ДТП с участием нетрезвых водителей ТС, и в среднем 13 % от числа раненных в ДТП - это раненные в ДТП с участием нетрезвых водителей.
В свою очередь, почти в 90 % из них водители помимо нахождения в нетрезвом состоянии еще и нарушили требования правил дорожного движения (ПДД), т.е. являлись виновниками ДТП. Из них в среднем 20 % водителей в нетрезвом состоянии - виновников ДТП – не имели (либо были лишены) права на управление ТС.
В среднем 80 % водителей в нетрезвом состоянии - виновников ДТП – граждане России, из них в среднем 60 % жители Московской области, в среднем 20 % - жители г. Москва.
В среднем 30 % водителей в нетрезвом состоянии - виновников ДТП имели водительский стаж от 10 до 20 лет, 25 % имели водительский стаж 20 лет и более, 15 % имели водительский стаж от 5 до 10 лет.
Самыми распространенными нарушениями ПДД, приведшими к ДТП, водителями ТС, находящимися в нетрезвом состоянии, являлись: несоответствие скорости конкретным условиям движения (в среднем в 25 % ДТП); выезд на полосу встречного движения (в среднем в 18 % ДТП); неправильный выбор дистанции и превышение установленной скорости движения (каждое в среднем в 12 % ДТП); несоблюдение очередности проезда (в среднем в 10 % ДТП); нарушение правил расположения ТС на проезжей части (в среднем в 8 % ДТП); и нарушение правил проезда пешеходных переходов (в среднем в 6 % ДТП).
В среднем в 38 % ДТП водители, находившиеся в нетрезвом состоянии и являвшихся виновниками ДТП, находились в возрастной группе от 30 до 40 лет, в среднем в 22 % ДТП - в возрасте 40-50 лет, в среднем в 21 % ДТП - в возрасте 20-30 лет, и в среднем в 11 % ДТП водители в возрасте от 50 до 60 лет.
В среднем в 75 % ДТП водители в нетрезвом состоянии - виновники ДТП управляли легковыми автомобилями.
В среднем 42 % ДТП произошли в светлое время суток, 35 % в темное время суток при включенном освещении, и 21 % в темное время суток при выключенном или отсутствующем освещении проезжей части.
В среднем почти половину (47 %) ДТП по вине нетрезвых водителей составляли столкновения, 22 % наезды на препятствия, 14 % опрокидывания, 8 % наезды на пешеходов 6 % наезды на стоящие ТС, и по 1 % наезды на велосипедистов и съезды с дорог.
В среднем 70 % ДТП по вине нетрезвых водителей происходило на участках УДС области регионального и муниципального значения.
Анализ статистических данных об аварийности с участием и по вине водителей, находящихся в алкогольном или наркотическом опьянении, позволил сделать следующие выводы:
- в большинстве случаев водитель, управляющий ТС в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, нарушает требования ПДД, что приводит к ДТП;
- как правило, водитель, управляющий ТС в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, это взрослый человек с солидным водительским стажем;
- появление на УДС ТС под управлением водителя в нетрезвом состоянии не зависит от времени суток и наличия искусственного освещения проезжей части.
Также можно предположить, что водители в нетрезвом состоянии опасаются двигаться по автодорогам федерального значения, а предпочитают движение по более «тихим» автодорогам регионального значения. Возможно, это объясняется большим присутствием на автодорогах федерального значения инспекторов дорожно-патрульной службы (ДПС), а также большим наличием средств видеоконтроля за движением.
Степень опьянения оценивается по количеству алкоголя, содержащегося в крови человека. Алкоголь и наркотические вещества это, пожалуй, самые коварные враги водителя, поскольку делают его беззащитным перед возникающей опасностью. Нетрезвый человек склонен завышать свои возможности. Это также причина замедления, ослабевания умственных и физических функций организма. Нетрезвый водитель теряет компетентность, самообладание, концентрацию, способность принятия адекватных решений. Необходимо отметить, что даже небольшое содержание алкоголя в крови водителя крайне отрицательно сказывается на способности управлять ТС. Безопасным порогом можно условно считать 0,2 промилле. При таком содержании алкоголя функции организма не изменяются.
При достижении содержания алкоголя показателя 0,5 промилле, в результате появляющейся самоуверенности, и возможности неадекватно оценивать обстановку, вождение становится более агрессивным и рискованным. Водитель может нарушать правила обгона, не соблюдать дистанцию и т.п.
Содержание алкоголя от 0,5 до 0,8 промилле провоцирует снижение реакции и притупляет внимание. Водитель намного сложнее адаптируется к изменению освещенности, что делает рискованным управление ТС в темное время суток. Также возможна неадекватная реакция на изменение дорожной обстановки.
При содержании алкоголя в крови водителя на уровне от 0,8 до 1,2 промилле уменьшается угол зрения, что нарушает нормальное восприятие окружающих предметов. Водитель при таком опьянении переоценивает свои возможности, может не замечать автомобили, движущиеся параллельно, а также других участников движения.
При тяжелой степени опьянения существенно изменяются функции организма. От уровня 2,4 промилле можно говорить, что водитель представляет чрезвычайную опасность для окружающих. Он не в состоянии адекватно реагировать на дорожную обстановку. Заторможенность и нарушение реакции может приводить к значительным ошибкам в управлении: водитель может перепутать педали, а появляющаяся чрезмерная агрессивность может побудить его сознательному нарушению ПДД.
Пьянство за рулем – серьезная проблема, которая требует самых серьезных решений. При этом надо понимать, что управление ТС в состоянии алкогольного или наркотического опьянения все-таки является сопутствующим, а не непосредственным фактором возникновения ДТП. Необходимо подчеркнуть, что для многих водителей основной причиной не приступать к управлению автомобилем в нетрезвом состоянии является вероятность быть «пойманными» при движении сотрудниками дорожно-патрульной службы (ДПС), с перспективой больших финансовых потерь или лишения права на управление транспортным средством, а не психофизиологическое состояние организма.
Основными направлениями профилактики пьянства за рулем могут быть следующие.
1. Необходимо увеличение численности инспекторов ДПС, что позволит останавливать ТС, движение которых дает основание полагать, что водитель находится в нетрезвом состоянии. Существующая сейчас в результате прошедших сокращений численность инспекторов ДПС не позволяет оптимально контролировать движение на обслуживаемых участках УДС.
2. Расширение сети медицинских пунктов, имеющих возможность осуществлять освидетельствование водителей на алкогольное или наркотическое опьянение. Это может быть реализовано путем внедрения передвижных лабораторий, а также возврат лицензий на право освидетельствования всем районным больницам. Это даст возможность минимизировать время доставки водителя, имеющего признаки алкогольного или наркотического опьянения, к месту проведения освидетельствования.
3. Внедрение специальных технических средств, работающих по принципу «Алкозамок». В случае посадки в автомобиль водителя, находящегося в нетрезвом состоянии, запуск двигателя будет заблокирован. Также необходимо, чтобы в любой момент управления автомобилем система запрашивала повторный тест, в целях исключения ситуации, при которой водитель, находящийся в нетрезвом состоянии, попросит трезвого подуть в прибор. Если проверка выявит появление опьянения в процессе движения, система должна принуждать водителя к остановке [4].
Заключение. Алкогольное или наркотическое опьянение водителя транспортных средств повышает вероятность столкновения, как с попутным, так и встречным автомобильным транспортом; наездов на стоящий автомобильный транспорт, препятствия, пешеходов; съездов с дороги при маневрировании. Алкоголь и наркотики затормаживают реакцию на опасность. Алкогольное или наркотическое опьянение увеличивает вероятность гибели или получения тяжелого вреда здоровью вовремя и после происшествия. Водитель, управляющий транспортным средством в нетрезвом состоянии, не только рискует сам, но и обрекает на печальную участь других участников дорожного движения.
На улично-дорожной сети (УДС) Московской области ежегодно в среднем 12 % от общего количества ДТП с пострадавшими составляют ДТП с участием водителей ТС, находящихся в алкогольном или наркотическом опьянении, в среднем 20 % от числа погибших в ДТП - это погибшие в ДТП с участием нетрезвых водителей ТС, и в среднем 13 % от числа раненных в ДТП - это раненные в ДТП с участием нетрезвых водителей.
В свою очередь, почти в 90 % из них водители помимо нахождения в нетрезвом состоянии еще и нарушили требования правил дорожного движения (ПДД), т.е. являлись виновниками ДТП. Из них в среднем 20 % водителей в нетрезвом состоянии - виновников ДТП – не имели (либо были лишены) права на управление ТС.
В среднем 80 % водителей в нетрезвом состоянии - виновников ДТП – граждане России, из них в среднем 60 % жители Московской области, в среднем 20 % - жители г. Москва.
В среднем 30 % водителей в нетрезвом состоянии - виновников ДТП имели водительский стаж от 10 до 20 лет, 25 % имели водительский стаж 20 лет и более, 15 % имели водительский стаж от 5 до 10 лет.
Самыми распространенными нарушениями ПДД, приведшими к ДТП, водителями ТС, находящимися в нетрезвом состоянии, являлись: несоответствие скорости конкретным условиям движения (в среднем в 25 % ДТП); выезд на полосу встречного движения (в среднем в 18 % ДТП); неправильный выбор дистанции и превышение установленной скорости движения (каждое в среднем в 12 % ДТП); несоблюдение очередности проезда (в среднем в 10 % ДТП); нарушение правил расположения ТС на проезжей части (в среднем в 8 % ДТП); и нарушение правил проезда пешеходных переходов (в среднем в 6 % ДТП).
В среднем в 38 % ДТП водители, находившиеся в нетрезвом состоянии и являвшихся виновниками ДТП, находились в возрастной группе от 30 до 40 лет, в среднем в 22 % ДТП - в возрасте 40-50 лет, в среднем в 21 % ДТП - в возрасте 20-30 лет, и в среднем в 11 % ДТП водители в возрасте от 50 до 60 лет.
В среднем в 75 % ДТП водители в нетрезвом состоянии - виновники ДТП управляли легковыми автомобилями.
В среднем 42 % ДТП произошли в светлое время суток, 35 % в темное время суток при включенном освещении, и 21 % в темное время суток при выключенном или отсутствующем освещении проезжей части.
В среднем почти половину (47 %) ДТП по вине нетрезвых водителей составляли столкновения, 22 % наезды на препятствия, 14 % опрокидывания, 8 % наезды на пешеходов 6 % наезды на стоящие ТС, и по 1 % наезды на велосипедистов и съезды с дорог.
В среднем 70 % ДТП по вине нетрезвых водителей происходило на участках УДС области регионального и муниципального значения.
Анализ статистических данных об аварийности с участием и по вине водителей, находящихся в алкогольном или наркотическом опьянении, позволил сделать следующие выводы:
- в большинстве случаев водитель, управляющий ТС в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, нарушает требования ПДД, что приводит к ДТП;
- как правило, водитель, управляющий ТС в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, это взрослый человек с солидным водительским стажем;
- появление на УДС ТС под управлением водителя в нетрезвом состоянии не зависит от времени суток и наличия искусственного освещения проезжей части.
Также можно предположить, что водители в нетрезвом состоянии опасаются двигаться по автодорогам федерального значения, а предпочитают движение по более «тихим» автодорогам регионального значения. Возможно, это объясняется большим присутствием на автодорогах федерального значения инспекторов дорожно-патрульной службы (ДПС), а также большим наличием средств видеоконтроля за движением.
Степень опьянения оценивается по количеству алкоголя, содержащегося в крови человека. Алкоголь и наркотические вещества это, пожалуй, самые коварные враги водителя, поскольку делают его беззащитным перед возникающей опасностью. Нетрезвый человек склонен завышать свои возможности. Это также причина замедления, ослабевания умственных и физических функций организма. Нетрезвый водитель теряет компетентность, самообладание, концентрацию, способность принятия адекватных решений. Необходимо отметить, что даже небольшое содержание алкоголя в крови водителя крайне отрицательно сказывается на способности управлять ТС. Безопасным порогом можно условно считать 0,2 промилле. При таком содержании алкоголя функции организма не изменяются.
При достижении содержания алкоголя показателя 0,5 промилле, в результате появляющейся самоуверенности, и возможности неадекватно оценивать обстановку, вождение становится более агрессивным и рискованным. Водитель может нарушать правила обгона, не соблюдать дистанцию и т.п.
Содержание алкоголя от 0,5 до 0,8 промилле провоцирует снижение реакции и притупляет внимание. Водитель намного сложнее адаптируется к изменению освещенности, что делает рискованным управление ТС в темное время суток. Также возможна неадекватная реакция на изменение дорожной обстановки.
При содержании алкоголя в крови водителя на уровне от 0,8 до 1,2 промилле уменьшается угол зрения, что нарушает нормальное восприятие окружающих предметов. Водитель при таком опьянении переоценивает свои возможности, может не замечать автомобили, движущиеся параллельно, а также других участников движения.
При тяжелой степени опьянения существенно изменяются функции организма. От уровня 2,4 промилле можно говорить, что водитель представляет чрезвычайную опасность для окружающих. Он не в состоянии адекватно реагировать на дорожную обстановку. Заторможенность и нарушение реакции может приводить к значительным ошибкам в управлении: водитель может перепутать педали, а появляющаяся чрезмерная агрессивность может побудить его сознательному нарушению ПДД.
Пьянство за рулем – серьезная проблема, которая требует самых серьезных решений. При этом надо понимать, что управление ТС в состоянии алкогольного или наркотического опьянения все-таки является сопутствующим, а не непосредственным фактором возникновения ДТП. Необходимо подчеркнуть, что для многих водителей основной причиной не приступать к управлению автомобилем в нетрезвом состоянии является вероятность быть «пойманными» при движении сотрудниками дорожно-патрульной службы (ДПС), с перспективой больших финансовых потерь или лишения права на управление транспортным средством, а не психофизиологическое состояние организма.
Основными направлениями профилактики пьянства за рулем могут быть следующие.
1. Необходимо увеличение численности инспекторов ДПС, что позволит останавливать ТС, движение которых дает основание полагать, что водитель находится в нетрезвом состоянии. Существующая сейчас в результате прошедших сокращений численность инспекторов ДПС не позволяет оптимально контролировать движение на обслуживаемых участках УДС.
2. Расширение сети медицинских пунктов, имеющих возможность осуществлять освидетельствование водителей на алкогольное или наркотическое опьянение. Это может быть реализовано путем внедрения передвижных лабораторий, а также возврат лицензий на право освидетельствования всем районным больницам. Это даст возможность минимизировать время доставки водителя, имеющего признаки алкогольного или наркотического опьянения, к месту проведения освидетельствования.
3. Внедрение специальных технических средств, работающих по принципу «Алкозамок». В случае посадки в автомобиль водителя, находящегося в нетрезвом состоянии, запуск двигателя будет заблокирован. Также необходимо, чтобы в любой момент управления автомобилем система запрашивала повторный тест, в целях исключения ситуации, при которой водитель, находящийся в нетрезвом состоянии, попросит трезвого подуть в прибор. Если проверка выявит появление опьянения в процессе движения, система должна принуждать водителя к остановке [4].
Заключение. Алкогольное или наркотическое опьянение водителя транспортных средств повышает вероятность столкновения, как с попутным, так и встречным автомобильным транспортом; наездов на стоящий автомобильный транспорт, препятствия, пешеходов; съездов с дороги при маневрировании. Алкоголь и наркотики затормаживают реакцию на опасность. Алкогольное или наркотическое опьянение увеличивает вероятность гибели или получения тяжелого вреда здоровью вовремя и после происшествия. Водитель, управляющий транспортным средством в нетрезвом состоянии, не только рискует сам, но и обрекает на печальную участь других участников дорожного движения.